Психика изнутри. «Головоломка»: удачи и провалы

Головоломка

«Никогда не гадали, глядя на человека, что там у него в голове?»– начинается трейлер. Конечно, гадали!
И не только про другого, но и про себя.
И не только мы с вами, но еще и множество философов, психологов, биологов.
И не только гадали, но и исследовали.

По миру шагает первая полнометражная экранизация структуры психики – мультфильм Inside Out, в русском переводе «Головоломка». Понятно, что такие культурные явления формируют мифологию, которая зачастую очень прочно входит в привычные представления. Так что интересно поговорить о том, в чем авторы и психологическая наука и практика совпадают (хотя бы частично), а в чем – совсем нет.

Сначала об удачах «Головоломки»
[тут начинается спойлер, так что если вы еще не видели мультик, самое время прекратить читать]

Есть такие психические явления, в которых каждый из нас узнает себя. Что из них взяли авторы этого мультфильма?
— Эмоции – всем знакомы переживания тех пяти отобранных эмоций, которые показаны в «Головоломке»: радости, печали, гнева, страха, брезгливости (отвращения).
— Множество голосов, назовем их так – еще психологи их зовут субличности, разные Я, векторы, внутренние структуры, матрицы, каждая из которых обеспечивает выживание своими способами. И чем их больше, тем сложнее внутренний мир. Разные эмоции – это психофизиологические паттерны, рисунки нейронных связей, которые становятся все более наезженной колеей. Во многом они обусловлены генетически.
— Стресс при смене привычного – переезд семьи героев в другой город и трудности в связи с ним как травмирующий опыт для девочки, которая не была готова с этим справиться, а близкие не помогли.
— Здоровые привязанности – к родителям, к дому, к подруге. Абсолютное большинство людей знают об этом по своему опыту переживания отношений и их завершения.
— Ведущая роль одной внутренней части в каждый момент – в мультике это эмоции. Чаще всего у руля стоит Радость у девочки, Печаль у мамы и Гнев у папы. С таким очевидным главенством одной структуры не все психологи согласятся, но на практике в каждое мгновенье одна внутренняя часть часто заметно активнее проявляется.
— Выпадения внимания по типу ухода от реальности – как это было на «хоккей» у папы или мечты-сожаления о бразильском летчике у мамы.
— Внутренние конфликты – здесь они показаны как конфликты эмоций у пульта управления, очень зрелищно.
— Конфликты в семье – тоже знакомое многим явление. Механика этого процесса изнутри довольно точно отражает, как эмоции одного подогревают эмоции другого, и результат по шкале взаимопонимания стремится даже не к нулю, а к отрицательным значениям.
— Образы эмоций девочки и ее родителей – все мамины похожи на маму, а папины – на папу. У девочки же эмоции наиболее отличаются друг от друга. Например, по половому признаку – Страх и Гнев мужского пола, а Радость, Брезгливость, Печаль – женского. Возможно, я додумываю, но это особенно интересно как метафора освоения эмоций. Родители уже эмоции о-свои-ли (сделали своими, на себя похожими), девочка же пока нет. (Возможно в этих образах есть намеки на тему полоролевой идентичности, но эта тема не раскрывается в мультике, не буду множить сущности.)
— Воспоминания и их воспроизведение – такой опыт есть у каждого.
— Базовые воспоминания – не все психологи считают, что такие первичные составляющие опыта есть, но в согласии с этой идеей точно находятся и перинатальная, и трансперсональная психология. Гипотеза заключается в том, что на базовые воспоминания как на основу собирается снежный ком нашего опыта. И если слепить искривленный изначальный, то так на него и будет наматываться криво.
— Образ мыслей как поездов – мы мыслим с помощью речи, то есть обычно это происходит последовательно. Этот процесс действительно похож на поезда со множеством вагонов (об инсайтах-озарениях умолчу, в фильме их нет; больше не буду упоминать о том, что могло бы быть, но не вошло в сценарий, здесь в этом не вижу смысла).
— Фантазии – например, такой результат работы воображения, как выдуманный друг Бинго-Бонго и страна воображения во внутреннем мире.
— Страхи как конкретные закрепленные личные образы – у девочки это ужасный большой клоун, частый герой американских фильмов про зомби и ужастиков.
— Навязчиво крутящиеся в голове песни/слова/мелодии – вроде рекламной песенки «Мята плюс лайм» у Райли.
— Бессознательное и его граница – конечно, вся картина бессознательного сложена из разрозненных темных сторон, да и охранники какие-то слишком беспомощные, но главное достоинство в том, что бессознательное в принципе представлено. Тюрьма психики под охраной психических защит и довольно прочные границы-ворота.
— Субдепрессивное состояние – подавленность без потери физической активности. Вот что происходило с девочкой Райли, когда «пропали» в долговременных воспоминаниях Радость и Печаль и снизилась общая чувствительность.
— Идея фикс или сверхценная идея – такой была идея уехать обратно, завладевшая на время девочкой. Райли считала, что следуя ей можно вернуть состояние внутреннего благополучия.
— Ценности – здесь значимые вещи в жизни Райли – это рядоположенные «острова», которые претерпевают за время показанных событий огромную трансформацию.
— Собственно трансформация, внутренние изменения – особенно интересно было показать именно такой кризисный период, когда разрушается что-то внутри, а какие-то новые структуры появляются и выстраиваются.
— Проживание или переживание чувств – проживание Грусти было ключиком к состоянию закрытости девочки. Позволить себе грустить, побыть в этом, понять, что она скучает, страдает – все это помогло Райли в сложной ситуации. По-моему, это проживание и есть самая большая ценность фильма.

Все эти феномены в той или иной форме описаны в психологии. Их появление в массовом сознании отрадно. В магазинах появятся игрушки, раскраски и прочие вещи с Радостью, Печалью, Гневом, Отвращением, Страхом. Именно эти чувства получили свою официальную прописку в коллективном бессознательном. Именно их люди станут различать и называть лучше всех остальных. Что ж, пусть так. Это гораздо лучше, чем предыдущий самый распространенный вариант в ответ на вопрос о переживаемых чувствах давать оценку: «Что ты сейчас чувствуешь?» – «Нормально всё», «Хорошо», «Более-менее» и т.п.

«Головоломка» - 5 эмоций
Провальные или антинаучные идеи

1. Состав эмоций
Сразу бросается в глаза, особенно психологу, что эмоций лишь пять. Режиссер в интервью говорит, что они встречали варианты от 3х до 27. Выбор состоялся: радость, печаль, страх, гнев, отвращение.
Я пользуюсь десятками описаний эмоциональных состояний. Безусловно, какие-то из них можно объединить. Например, словно на одной оси лежат волнение, тревога, испуг, страх, паника, ужас. Или на другой – раздражение, недовольство, злость, гнев, ярость. Но некоторые качественно иные эмоции отсутствуют.
Как авторы умудрились избавиться, например, от вины и стыда?! От этих универсальных способов социализации, принятых в нашей культуре. С большой натяжкой еще можно предположить, что у девочки такое счастливое детство, что их еще не было. Хотя вряд ли, уже одиннадцать лет все-таки. Но родители…
Кроме того, канули в Лету и удивление, и презрение, и интерес, и горе, и удовольствие, и сомнение… Количество базовых эмоций, как показывает «Головоломка», ровно пять у всех от мала до велика и от человека до кошки. Это момент очень спорный.

Собственно, развитие эмоциональной сферы в мультфильме заключается в том, что эмоции усложняются путем их соединения. Итогом выхода из внутреннего кризиса у девочки стало появление более сложных эмоциональных состояний. Опыт стал записываться с помощью так называемых составных эмоций. Из пяти начальных. Например, такими составными некоторые психологи считают обиду, зависть, разочарование, ревность и др.

2. Рождение как начало появления эмоций
Неверно. Зафиксировано, что уже в период внутриутробной жизни ребенок испытывает и удовольствие, и неудовольствие. Малыш внутри мамы и улыбается, и проявляет признаки страдания.

3. Кто рулит
Мультфильм прочно закрепляет идею, что рулят нами эмоции. Разум в расчет вообще не берется. Вы видели в мультфильме рациональное начало? Вот и я нет.
Отражено ли как-то состояние спокойствия, внутреннего равновесия, устойчивости? Ни единого следа.
А где рефлексия, самосознание, внутренний наблюдатель?
Забыты также и воля, и самоконтроль. Кто осуществляет эмоциональную регуляцию? Похоже, сила эмоций. Кто из них сильнее, тот жмет на кнопку и затмевает сознание.
Где же место принятия решений? Процесс мышления вообще сводится лишь к поездам в одну сторону из непонятного места к эмоциям.

4. Структурно-динамическая модель психики
Конечно, внутренний мир в «Головоломке» – это модель психики с некоторыми структурами, какой-то их динамикой и взаимодействием. В психологии есть несколько довольно распространенных моделей. Например, проникнувшая уже прочно в культуру психоаналитическая модель. Или модель транзактного анализа с его Внутренним Ребенком, Родителем и Взрослым. Или модели когнитивистов (Д. Канемана, У. Найссера), показывающие процесс восприятия и внимания. Или модели поведения от Павлова-Уотсона до П.К. Анохина. Или нейропсихологическая модель А.Р. Лурии о работе мозга. Или… Вобщем, возьмем любую. Ни одна модель не стала основой мультфильма. И получилась каша «Дружба», соберуха.
Психоаналитики плачут. Бессознательное есть, а где две остальные части модели психики по Фрейду – Эго и Супер-Эго? Ну, допустим Эго – это и есть поле эмоций, а где же законодательная часть, наше Супер-Эго, вместилище всех «надо» и «долженствований», «что такое хорошо и что такое плохо»?
Когда мы с Мариной Шматковой вели «Психологический театр», она как режиссер рассказывала (и мы воплощали) то, что каждый персонаж – даже тот, кто появляется на сцене один раз на пару секунд – имеет свою историю, переживания не только настоящего момента, но и всего того, что его сюда привело. За показываемым всегда стоит гораздо больше, продуманный внятный мир событий и внутренних процессов. О мире «Головоломки» сложилось впечатление, что модель психики сляпана на коленке. Связи между разными частями не только не видны, но даже и не подразумеваются. Эта непродуманность слишком очевидна.
Видимо, они выбрали показать такую идею – внутри все довольно сложно, но как именно не очень понятно.

5. Долговременная память
Ее в мультике называют длительная. Трудности перевода. Ну, это мелочь. Устройство памяти в мультфильме таково, что процессы тотального забывания могут коснуться того, с чем девочка долгое время взаимодействовала. Например, ее выдуманного друга слоника Бинго-Бонго. Это неверно. Самый слезовыделительный момент фильма – исчезновение этого слоника в помойке забвения – это ересь. Забыть напрочь то, что попало в долговременную память, можно только при различных повреждениях мозга или под действием атрофических процессов. При черепно-мозговой травме или в старости, например. Да и то при старении воспоминания детства как раз выходят на первый план, а более поздние подвержены забыванию. Кратковременная память и собственно переход из нее в долговременную (очень важный процесс!) вообще не отражены.

6. Воспоминания
Представление, что наш опыт хранится в хронологической последовательности и помещен в шары-воспоминания, похожие на кинопленки в архиве, опровергнуто экспериментально. Мы не можем взять и снова увидеть тот же самый опыт. Каждый раз мы вспоминаем немного иначе. Если коротко, то при распаковке воспоминание изменяется нашим актуальным сейчас.

7. Ценностная структура
«Острова» Райли, которые называли сторонами личности, были независимы друг от друга. Никакой иерархии, никаких взаимосвязей между ними. Это совершенно неправдоподобно. Ибо то, что значимо для нас, в нашем внутреннем мире находится друг с другом в ясных или сложных связях. В каждой ситуации они соподчинены, и вся эта система динамична.

8. Эмоции – отдельные личности
Задача «Головоломки» сохранить чистоту проявлений каждой эмоций оказалась слишком сложна. Ведь они не просто эмоции, они еще и герои мультфильма. Поэтому Радость и огорчается, и сомневается, и недовольна. Не говоря уже о том, что она думает!

9. Формирование личности
Когда я искала картинку для этой статьи, то нашла ту, что наверху. На ней нарисована связь «Головоломки» и маршмеллоу теста, испытания детей на выдержку, когда им дают одну зефирку и велят не есть ее некоторое время. Ребенку сообщают, что если не съесть, то дадут еще одну. Этот тест очень интересно, мучительно и забавно проходят дети в возрасте около 3-4х лет. Почему? Потому что в более раннем возрасте дилемма перед ребенком не стоит. Привлекательность вкусняшки настолько велика, что социального запрета и отсроченного будущего с его наградой попросту нет, оно неактуально, зато есть зовущий кусок зефира: «Съешь меня». Ребенок его съедает при первой же возможности. Без каких-либо сомнений и угрызений совести.

В возрасте около 4х лет происходит, по А.Н. Леонтьеву, первое рождение личности, появляется соподчиненность мотивов и отсрочка удовлетворения естественных потребностей. После того, как это волевое новообразование сформировалось, для ребенка уже не составляет большого труда подождать возвращения взрослого с дополнительной зефиркой. Если до того поведение было реактивным, то после оно становится управляемым, самоуправляемым.
Так вот Райли одиннадцать. А где структуры, сдерживающие эмоции и управляющие ими? Их нет.

10. Трансляция эмоций в семье
Главные эмоции в семье Райли такие: у папы это Гнев, у мамы – Печаль, Райли невероятно везет в такой ситуации – она до 11 лет сохраняет ведущей эмоцию Радости. Остается только удивляться, как удалось преимущественно печально-гневным родителям вырастить столько радости в дочери. Почти нереально.
Можно сказать, это солнечное детство кончилось прямо при нас. У взрослых в «Головоломке» много дел, забот; они не живут радостно. В конце мультика посещают грустные мысли: «Райли тоже вырастет и станет печально-гневным взрослым? Этот эпизод выхода из кризиса – и есть начало пути к такой взрослости?»
«Головоломка» эмоции мамы и папы

***

После “Головоломки” очень захотелось придумать альтернативную модель психики, которую можно было бы показать с помощью анимации. И наверняка не только мне. Скорее всего, появятся новые произведения культуры, создающие мифологию о психических процессах. С удовольствием бы с этом поучаствовала!

А как вам этот мультфильм? Понравился? Был ценен? Чем именно?


13 комментариев

  1. Посмотрел сегодня мультфильм. Очень интересный и информативный анализ, большое спасибо!

  2. Мультфильм действительно даёт возможность задуматься о собственной психике и о том как она работает. Для меня уже это само по себе очень ценно! По сути как оказывается в психике все очень позитивно!)) можно перестроить если что не нравится. Это радует!))

  3. Вау, здорово! Я всегда думал о том что у этого мультика есть свои проблемы, но не совсем понимал в чём они заключались. Особенно заинтересовала тема с мышлением и разумом, это действительно интересно, и заставляет задуматься.

    К слову сказать, мне кажется что даже если бы создатели и потрудились исправить все проблемы описанные тут, то это уже был бы совершенно недетский мультик. Такие серьёзные психологические идеи не вместились бы в масштаб, подчёркиваю, семейного мультфильма.
    А смогли бы сделать интересным и захватывающим Головоломку если бы Райли действительно могла пораскинуть мозгами, если бы эмоций было штук 20 (я не представляю как их вообще тогда раскрывать, это какие ситуации нужно воспроизводить чтобы они все вместились, этож капец) и если бы Бинго-бонго не мог забыться (спойлер)?

    Вы наверное знаете, что на этот шедевр было потрачено 5 лет разработки и я сомневаюсь, что они бы уложились в этот срок если бы слушали психологов и делали всё в таких рамках. Или затратили бы на это лет 10. В конце концов получился определённо хороший и качественный мультфильм для всей семьи.

    P.s Было бы неплохо увидеть Головоломку 2 с этими исправленными недостатками и направление на понимающую аудиторию.

  4. Насчёт поездов: в английском есть такое выражение, train of thought, буквально «состав мысли».
    Количество эмоций подсократили, чтобы не было путаницы (сначала полагалось ещё быть Удивлению, как я понимаю, но его роль в большой степени подходила ещё и Страху). Да и чем больше персонажей, тем сложнее всех раскрыть по достоинству.
    Рациональное начало решили не раскрывать из тех же сложных фильмодельческих причин. Чтобы как раз позволить Райли проявлять больше свободы личности, а не выглядеть управляемой каким-нибудь командным центром «Разум», что-то вроде того. Хотя итоговый результат очень похож на то, что эмоции полностью управляют человеком. Думаю, создатели хотели показать, что эмоции окрашивают поступки и подталкивают к совершению каких-то действий, но «центральную линию» поведения определяет всё же личность. Многие люди в депрессии или близких состояниях не находят в себе сил даже ходить на работу/учёбу, заниматься любимым увлечением. Разговаривать с людьми, есть, даже вставать с постели и чистить зубы.
    Насчёт пункта 6 в минусах: Печали удавалось окрасить старые радостные воспоминания в печальные тона, значит, и Райли могла увидеть прошлые переживания по-новому. Воспоминания, что были счастливыми, вдруг стали грустью по тому, чего не вернуть, т.е. окрасились актуальным. Уверена, что и другим эмоциям это под силу, просто Печаль оказалась довлеющей, самой необходимой и самой нуждающейся в этот период.

    Как итог, мне фильм понравился, но как будто не сразу: непривычные ходы, персонажи, мотивация, хотя работы с похожей задумкой были и раньше. Нужно в оригинале посмотреть, многие шутки наверняка упущены. Фильм очень явно недетский, в хорошем смысле, человечный и учит не притворяться, не стыдиться чувств, не прятать их, даже если кажется, что лучше носить маску привычного образа. Жаль только, что не показали, восстановила ли Райли дружбу с подругой из родного города (?). Может, подружка необидчивая и позвонила буквально на следующей неделе 🙂

  5. PS. Что греха таить, Печаль очень раздражала поначалу (на зеркало пенять… да и не психологи мы, чтобы Печаль не низводить), но ведь ухитрились раскрыть предназначение эмоции, недооцениваемой в современном мире. Одно дело — Горе по Серьёзным и Уважительным Причинам, понимаешь, а другое — расстройства по всевозможным жизненным поводам. Тут тебе и «сопли», и «нюни», и «ныть», и «влажность разводить», и каких только других обидных словечек нет.

  6. Мульт, очень понравился. Да, эмоций малова-то показали, но эмоции мультик дал и очень позитивные 🙂 Ценным было признание важности печали, как права быть в печали, права испытывать то, что может вызывать дискомфорт у окружающих.

  7. У них же не было цели делать учебник по психологии, и даже по эмоциональности:) Поэтому сконцентрировались на понятной и актуальной сейчас на западе идее принятия эмоций. Для первого шара неплохо.

  8. Мультфильм замечательный! Смотрела его месяц назад, помню тогда тоже чем-то возмутилась, этого не показали, это не затронули, но… По прошествии времени, могу проанализировать то, что осталось после него в виде образов и помогает теперь даже при общении с дочкой 13 лет. Ну, фраза «от грусти ножки не ходят» стала теперь главным девизом борьбы с ленью и прокрастинацией! Образы грусти и радости, как ведущих нас по жизни мотиваторов, помогают определить текущее настроение, чтобы вовремя внести корректировку. Гнев. оказывается вполне себе разумный парень в спокойном состоянии. Из остальных героев хуже всего помнится образ брезгливости, видимо, потому что ассоциируется с людьми, которые чаще находятся в состоянии претензии. Вообще, думаю, что как таковая брезгливость — это форма страха, своеобразная защита процесса жизни, а вот претензия — это уже ближе к гордыне, то самое супер-эго?! То, что эмоции думают, разговаривают и действуют, мне кажется как раз и расширяет гамму реальных чувств: размышления страха — и сомнения, и тревога, и стыд, и осторожность, а решительность радости или гнева — это волевые усилия с разной окраской, созидательные или разрушающие. В целом, мульт для лучшего понимания человеком себя самого без помощи психолога, в том числе детям, проходящим непростой переходный период. В общем, думаю, что эта история — хорошее начало, продолжение бы позволило расти девочке, обретать новый опыт, расширять состав чувств и эмоций, исследовать разные этапы взросления. Эта история реально приближает в понимании сложных психологических процессов обычными людьми, а значит помогает пониманию ими друг друга! Психология — наука 21 века именно потому, что личность с ее многогранным устройством становится важной для самой себя, чтобы быть полноценным элементом социума.

  9. Этот охренительный мультик был сделан для детей ,а не для психологов,и детским мозгам не обязательно знать нейрохимию мозга,количество эмоций по Изарду,их взаимосвязь и иерархию.Кстати,вы не задумывались о том что мозги ,эмоции,гормональная химия и т.д. у всех людей абсолютно разная,соответственно и мир каждый видит по своему,психопатологии разные даже у всемирно известных психологов и психиатров, и ,сомневаюсь что при всех применениях новейшей техники и технологии можно с уверенностью сказать ,что в башке происходит так или эдак,всегда находят какую-то новую взаимосвязь,и иногда это меняет всё представление о работе мозга и это обалденно хорошо.Или лучше было бы изобразить в мультике мозг,скажем психопатов,чтобы превратить его в фильм ужасов?

  10. простите, а как вы придумаете альтернативную модель, если вы её не понимаете? Все продолжают увлечённо заниматься следствием, а между тем мир стоял, где стоит и будет там стоять вечные времена: причиной любых вариаций на тему является душа, та самая психея, о которой кажется забыли уже навсегда… ДУША есть причина и источник всей физической картинки, которую мы наблюдаем, но никто так и не решается об этом даже вспомнить…

    1. Ирина, по-моему, именно о душе и том, что в ней происходит, этот мультфильм. За вашим высказываем столько чувств. А меж тем как раз показано, что о душе не забыли. Помнят и пытаются по мере сил разобраться.
      Понятно, что любая модель работы психики — лишь модель, но можно приблизиться к реальности больше или меньше. Лучше или хуже отразить работу души.

  11. Классный мульт, классный отзыв.
    Лично мне показалось, что авторам пришлось усилием воли все упрощать, чтобы сделать хоть что-то понятным. И, конечно, есть натяжки и перегибы. Но в целом мульт обалденный, просто восторг. Пиксар — гении.

    Кстати, неделю назад смотрела в кинотеатре новый их мульт: Моана

    Классный. Может быть среди всех пиксаровских не самый-самый, но все таки реально классный. И саундтрек запал.
    И там, в этом новом пиксаровском мульте, снова есть место психоанализу, Танька. Весь сюжет снова как бы происходит на карте души.
    Будет интересно почитать твой отзыв.

    Привет!

Добавить комментарий