Год Важных Вещей. 16: Трикстер. Конец эпохи Героев?

Год Важных Вещей. 16: Трикстер. Конец эпохи Героев?

Каждому тексту – свое время. Я пишу, не успеваю опубликовать. Думаю, что время упущено. Но в этот раз тема текста – смена архетипических эпох Героя и Трикстера, так что надеюсь, всё вовремя.

Случилось событие, которое сдвигает тектонические пласты ведущих архетипов. Я имею в виду историю с Аркадием Бабченко. То тут, то там раздавались голоса об обмане, фэйковых новостях, как это неприемлемо. А мне кажется, что это только начало. Теперь такого будет всё больше и больше. Такое впечатление, что этим воскрешением знаменуется завершение эпохи Героя как основного архетипа и переход к Трикстеру.

Что свойственно Герою? Убиться, но выжить, совершить невозможное, попасть в непреодолимые обстоятельства, а затем на зубах выползти из них, пойти на подвиги и преодоления, когда сперва по пояс в землю, а затем выйти победителем — всё связанное с этим ещё долго будет на флагах. Да и вряд ли когда-то уйдет с них. И не зависит от пола – Василиса пошла к Бабе Яге за огнем или Геракл совершил очередной подвиг – Герой он и есть Герой.

Трикстер: выход из полутени на свет

Трикстер, ловкач и обманщик, плут и озорник, появляется на авансцене. Не то чтобы его не было раньше. Он был всегда, но теперь он выходит на свет, под софиты всё чаще. Обычно плут был настолько не принимаем и не одобряем в нашей культуре, что находился в Тени. Хотя бы частично. Эдакий маргинал. Можно шутить, но знать меру. Можно лгать во спасение, а просто в удовольствие – ни-ни. Можно имитировать бурную деятельность, но надо при этом делать вид, что ты страшно серьезен.

Хитрец и шут, ему нет дела до сверхзадач и подвигов. Так и поколению, которое сейчас входит во взрослость, в целом перестало быть интересно «быстрее, выше, сильнее». Качество своей жизни они не меряют достижениями. И, соответственно, мотивация достижений заметно снизилась.

Трикстер играет, наслаждается процессом, удовлетворяет своё любопытство, развлекается.

Разворот от Героя к Трикстеру – тренд общий, но в психологии это особенно ярко видно. Дмитрий Соколов, один из основателей сказкотерапии, проявлял Трикстера на своих семинарах, мистериях, школах, а несколько лет назад написал главы для книги о Трикстере. Очень надеюсь, что она таки выйдет.

В 2014 году на Конференции по современным терапевтическим и трансформационным игровым технологиям Илья Греков говорил, что вектор практической психологической работы проходит от психотерапии с человеком страдающим к психотерапии с человеком играющим.

Новые роли

Кто-то из коллег и журналистов пытается вписать Бабченко в роль жертвы. Пока ещё треугольник Карпмана (жертва – агрессор – спасатель) является основным как в конфликтах семейных, так и социальных. Но похоже, новые связи будут проявляться всё больше и больше. На авансцену выходит игра. А вместе с ней и новые роли:

Играющие – Страдающие
Шутник – Понимающие юмор – Неврубающиеся
Серьезные – Несерьезные
Ловкачи – Обманутые – Судящие

На этой неделе я возвращалась к мысли, что обман победил смерть. Воскрешение Иисуса называли и называют спасением, чудом, победой над смертью. Это и стоит во главе угла нашей западной цивилизации. Нынче такую победу одержала инсценировка, правдоподобная игра.

Занятно, что взятый под стражу заказчик этого несостоявшегося убийства назвал этот заказ имитацией. В сказках о Трикстере так и бывает: рядом с одним Трикстером всегда есть другой. Серьезность политических и журналистских игр рассыпается на наших глазах.

Архетипы и я

Почему меня так эта тема волнует?
Я отлично знаю своего внутреннего Героя. Его только пошли на ответственное задание — раньше сразу брал под козырёк и рвался выполнять. Пока не кончатся силы. До полного изнеможения от усталости и нервного тика в глазу от бессонницы.
Вы наверняка тоже знаете своего Героя, да? А Трикстера?
Я со своим была знакома гораздо хуже. Он у меня хитер и игрив, находится в плотной связи с Внутренним Ребенком. И раньше чуть что – сразу за Ребенка прятался: «Это не я! Это он».
Ну, и архетипический анализ иной раз становится важной частью моих консультаций.

О фото

Коллаж на заглавной фотографии к этому посту сделан для того, чтобы рассказать об архетипах. Завершается эта представленная четверка Шутом-Трикстером. Об остальных расскажу в следующий раз. Хотя вы наверняка сами догадались.

За фото спасибо Марине Шматковой, за коллаж — Георгию Попову.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *