Доверять собственным ресурсам (Den eigenen Ressourcen trauen)

Стресс на работе, расставание с партнером или тяжелая болезнь: многих людей эти неприятности выбивают из колеи, но некоторые с ними мастерски справляются. На чем такое умение основывается? Разговор с психоаналитиком Бригитте Дорст.

Госпожа Дорст, что вы понимаете под жизнестойкостью (Resilienz)?

Жизнестойкость может быть понята как душевная устойчивость и сопротивляемость, как психическая иммунная система, которая охватывает внутренние стабилизирующие и целительные силы.
Жизнестойкость относится к нашей душевной основе, которая охватывает личностные задатки, черты характера, душевный склад и определяет как психическую стабильность, так и уязвимость человека. Были проведены исследования на тему, какими качествами обладают люди с высокой душевной устойчивостью (=жизнестойкостью), т.е. люди, у которых несмотря на удары судьбы и нагрузки, с их точки зрения хорошая жизнь, и они удовлетворены ею. Были выявлены следующие характеристики, выделяющие этих людей: они живут в значимых для них личных отношениях, активно вовлечены в социальные отношения, хорошо обучаемы и обладают способностью перерабатывать стресс. Кроме этого, им известно, как самим себя успокоить и как после напряжения можно себя расслабить. Жизнестойкие люди ориентированы на решение, не сдаются, способны признать в том числе и негативные результаты и принять их как часть жизни.

Какие факторы влияют на развитие и раскрытие таких способностей?

На способность к жизнестойкости влияют различные факторы, самые важные из них – это генетическая предрасположенность, определенные факторы окружающей среды, ранний детский опыт, социальное и культурное влияние. Важную роль при этом играют опыты пережитого насилия и пренебрежения, а в позитивной области – близкие люди, дающие поддержку и ощущение защищенности. Степень душевной уязвимости оказывает также большое влияние на то, насколько человек стабилен и устойчив к стрессу. Решающее значение имеет не только прошлое, но и актуальный стиль жизни. Например, если кто-то постоянно переходит собственные границы, то он вовлекает себя в стрессовую ситуацию и находится в длительном напряжении, что негативно влияет на здоровье.

Как мы можем во взрослом возрасте повысить устойчивость к стрессу и перегрузкам? Особенно когда душевная основа не в лучшем состоянии?

Во взаимосвязи с психологической устойчивостью находятся такие жизненные установки, как самосознание, самоуважение, принятие себя, надежда и оптимизм, а также личная эффективность, самопомощь, самообладание и чувство юмора. Их стоит развивать и усиливать. Если кто-то не слишком одарен теми или иными качествами, их можно наверстать и во взрослом возрасте. Даже в преклонном возрасте им можно научиться и развить.

Бригитте Дорст – профессор психологии, юнгианский аналитик и психотерапевт, имеет частную практику в г. Мюнстер, является преподающим аналитиком в Институте К.-Г. Юнга в г. Штуттгарт, научным руководителем Международного общества глубинной психологии. Темами ее специализации являются психология символов, кризисное вмешательство, возраст и духовность. Многие годы руководит повышением квалификации в аналитической психологии, а также медитационным центром. Книга: Жизнестойкость. Усиление душевной устойчивости

Например?

Принимать себя значит понимать свою Я-идентичность, осознавать и принимать свои сильные и слабые стороны. Это способ обращения со своими ошибками, а также с самокритикой и критикой со стороны окружающих. Самопринятие содержит в себе благосклонность, сказанное самому себе «Да», в качестве важной основы благополучия и интернализации формулы: «Я могу принять себя таким, какой я есть. Я нахожусь на пути развития длиною в жизнь». В психотерапии я снова и снова убеждаюсь в том, что когда люди подробно описывают свои слабости и недостатки, то для начала им нужно заострить взгляд на своих сильных сторонах, способностях и потенциалах. Это нужно тренировать. Помогает посмотреть на себя заботливым взглядом хорошего друга, не так строго и контролирующе.

Все усилия сделать что-то для себя венчаются успехом только тогда, когда у нас есть надежда стать устойчивей и выносливей!

Именно так! Надежда – очень важная душевная сила, ее необходимо разбудить, питать и черпать снова и снова. Если человек начинает надеяться, то он может изменить свою ситуацию. Кто надеется, становится активным и прилагает деятельные усилия, так что его намерения исполняются. Она является позитивной силой преобразования и основывается на настройке: даже если сейчас плохо, оставайтесь верны вере в изменения и улучшения. Тогда даже в тяжелые времена мы в состоянии стремиться к хорошему.

А как обстоит дело с самопомощью и самообладанием?

И то и другое относится к умению жить. Речь идет о том, чтобы относиться к себе бережно и внимательно, не пренебрегать собой. Пренебрежение может иметь множество граней, к ним относятся различные формы угнетения себя.
Самообладание, невозмутимость – способность отпустить ситуацию, не впадая в чрезмерную жажду деятельности. В том числе способность отпускать других людей, признавать их такими, какие они есть. Манера невозмутимо держаться заключает в себе вдумчивость, рассудительность, а также расслабляющее и способствующее жизнестокости влияние юмора. Способность вместе смеяться над чем-либо объединяет. Даже маленькая улыбка уменьшает симптомы стресса, положительно влияет на вегетативную нервную систему. Так проблемы и физическая боль воспринимаются менее чувствительно. Юмор как оптимистическая жизненная позиция укрепляет хорошее самочувствие.

Как нам уменьшить длительный стресс, чтобы душевные нагрузки не стоили стольких сил?

Стать устойчивей к стрессу с точки зрения жизнестойкости – означает найти и обозначить факторы риска и энергетических хищников. Их идентификация является изначальным внутренним источником силы и регенерации. Она заключает в себе готовность к изменениям, так как никто не меняется сам по себе. Мы зависим от своих привычек и более всего хотели бы, чтобы все оставалось таким, как есть, или улучшилось само собой.
Поэтому самовосприятие и самокритика необходимы, чтобы запустить программу преобразования себя, чтобы уменьшить стресс, стать удовлетворенным собой и жизнью.

Что вы имеете ввиду, говоря о программе преобразования себя?

Для подверженных стрессу людей могут быть полезны тренинговые программы по жизнестойкости: прогрессивное мышечное расслабление по Якобсону, тренировка внимательности, йога, цигун, медитация, а также физическая активность, пребывание на природе и паузы без СМИ.
Нельзя защититься от кризисов и сложных жизненных ситуаций, но можно научиться внутренним установкам и собрать опыт, как доверять внутренним ресурсам.

Как приверженец юнгианства, Вы занимаетесь темой жизнестойкости с точки зрения глубинной психологии. Что это конкретно означает?

С точки зрения глубинной психологии жизнестойкость означает достичь контакта с поддерживающими и укрепляющими глубинными слоями души. Этот проход к внутренним источникам силы можно найти с помощью фантазии, воображения и интуиции. Цель этого – активировать целительные силы при душевных травмах. При этом речь идет не о оптимизации себя, а также не о том, чтобы стать «ванькой-встанькой», готовым тут же рефлекторно подскочить, как только его прижали. Скорее речь о способности с большим самообладанием и меньшим напряжением принимать жизненные вызовы, лучше справляться с кризисами и нагрузками.

В нашем распоряжении имеется сокровищница внутренних образов. Они утешают и дают поддержку.

Звучит убедительно, только: как с этим справиться?

К.Г. Юнг был первым, кто открыл и развил поддерживающее и целительное влияние образов и символов в терапевтической деятельности. Так в глубинно-психологической работе с символами взгляд направляется на внутренние образы, чтобы открыть сознанию творческие, корригирующие и направляющие импульсы из бессознательного. Такая работа способствует диалогу между сознательным и бессознательным, помогает стимулировать саморегулирующие силы психики и прийти к новому пониманию. При разборе символов можно обнаружить аспекты, дающие подсказки к осознанию актуальной проблематики, и кроме того разъяснить контекст жизненной истории и открыть пути решения. В нашем распоряжении имеется сокровищница внутренних образов, которые оказываются полезными в трудные времена. Так, воображая проход по лабиринту, мы получаем опыт, сколько терпения необходимо, чтобы приблизиться к центру проблемы. И что часто нам придется разворачиваться или изменять направление, иногда многократно, прежде чем, после некоторых кружений, мы сможем проникнуть в центр.

Существуют ли образы, обладающие особым целительным и укрепляющим влиянием?

Да, образ дерева, к примеру, как внутреннего безопасного места и как места в природе, где нам хорошо. Когда я нахожусь во внутреннем беспорядке, тогда мой древесный друг – старый дуб, стоящий в середине поля, со свободным видом на окрестный пейзаж – помогает мне стать спокойней, заземлиться, привести себя в порядок, посмотреть ясным взглядом на себя и на настоящую ситуацию. Такая мысленная ориентация утешает и дает поддержку. Ряд образов способны стать символами надежды и пробудить силы жизнестойкости: восход солнца, такое время года, как весна, радуга после грома и молний, архетипический символ дороги, зеленый и оранжевый цвета. С точки зрения терапии все они могут оказывать целительное, успокаивающее и облегчающее воздействие.

Каким образом сказки могут быть источником силы?

С точки зрения аналитической психологии, сказки – это комплексные истории, которые символически представляют собой общие жизненные проблемы и пути их решения. Многие из них оформились в результате долгих традиций устного пересказа и передают драгоценный опыт жизненной мудрости. Так перед сказочным героем или принцессой стоит важная жизненная задача, перед лицом которой они не сдаются, и при помощи различных сил жизнестойкости успешно справляются с экзистенциальными испытаниями.

Какие идентификационные возможности предлагают сказки?

История Золушки может смягчить чувство одиночества в сложных жизненных фазах. Золушка чувствует себя отверженной и оставленной после смерти матери – эта сказка откликается людям, которые переживают подобную ситуацию. Вызов для Золушки заключается в том, чтобы в одиночестве пойти на бал, появиться там и вступить в контакт с принцем, т.е. выйти в жизнь и стать способной на отношения. Рапунцель была заперта в башне в плену собственнической материнской любви – здесь существует возможность идентификации для дочерей, имеющих сложности с удерживающими матерями.
Или давайте возьмем бременских музыкантов. Они совместно отправляются в путь, солидарно освобождаются из угрожающего им положения. Так осел говорит престарелому петуху, которого хозяева готовятся зарезать: «Что-то лучшее, чем смерть, ты найдешь везде». Это сигнал, чтобы отправиться в путь и взять судьбу в свои руки.
В сказках речь снова и снова заходит о преобразованиях, потому что так, как есть, не может далее продолжаться. Чтобы изменить ситуацию, необходима надежда и смелость. Сказки передают это в позитивном ключе, побуждают быть активными, принимать вызов, даже когда существуют риски, опасности и препятствия. Так как все проигрывается в пограничной области между миром реальным и выдуманным, то сказки создают особенное пространство для фантазии, чтобы созидательно, иногда хитроумно попытаться найти решение.

Источник: Ж-л Psychologie heute (Психология сегодня), 2015, выпуск 43, с. 52-55
Перевод: Евгения Энглерт (Evgeniya Englert) для Anima.pro
Редактор: Татьяна Шередеко, Anima.pro


1 комментарий

  1. Таня, спасибо большое за публикацию статьи. Это чудесный подарок к новому году! Столько тут полезной и важной для меня информации и совпадений с моими собственными знаниями и мыслями о ресурсах. Это так приятно — видеть совпадения и находить в этом поддержку. Особенно ценной оказалась информация про надежду и дерево)) Это мои самые базовые ресурсы. Спасибо)

Добавить комментарий